Развитие физиологии барабанщика в процессе обучения
В процессе обучения барабанщиков в школе GLOBAL BEAT SCHOOL среди таких важных составляющих игры, как креативность, логика, выразительность, сенситивность, энергетика и мотивация, мы ещё обязательно уделяем внимание развитию правильной моторики барабанщика.
На физиологическом уровне игры мы обращаем внимание на следующие зоны тела: стопы, спина и позвоночник, диафрагма, грудь, плечи, предплечья, запястья, кисти, пальцы, голова.
Теперь по порядку:
- Посадка барабанщика (положение тела и оснащение)
От правильного положения тела барабанщика зависит практически вся его физиология как в процессе обучения, так и на концертном выступлении. Поэтому сначала стоит обратить внимание на удобный стул. Важно, чтобы он подходил по высоте. Проверить это просто: в положении сидя угол между голенью и бедром барабанщика должен равняться 90 градусам. Исключены подлокотники, дабы не мешать динамике рук при игре. От правильно подобранного сиденья, как я уже говорил, будет зависеть практически вся моторика игры барабанщика.
- Стопы:
Cтопы барабанщика могут выполнять роль метронома, что всегда очень важно в процессе игры, особенно для барабанщика. Поэтому во время обучения в школе мы уделяем внимание контролю за темпом и счётом с помощью стоп с самых первых уроков.
- Спина и позвоночник:
Положение спины и позвоночника для любого музыканта имеет наиважнейшее значение, так как от этого зависят вообще все физиологические процессы в организме человека. Ровная, но при этом расслабленная спина, — это залог успеха всей игры и тем более процесса обучения. Правильное положение спины и позвоночника не только позволяет барабанщику соблюдать хорошо сбалансированную динамику игры, но и способствует устойчивому энергетическому балансу, поскольку от того, насколько ровно мы сидим, зависит и качество нашего дыхания.
- Дыхание:
Хотя дыханию я хочу посвятить свою следующую статью, но вкратце скажу, что на самых ранних этапах обучения я обращаю внимание своих учеников на дыхание. Ровное и глубокое дыхание положительно влияет на все уровни игры барабанщика: физический, витальный и ментальный, а также на их устойчивую взаимосвязь . Поэтому, как правило, все занятия в нашей школе барабанщиков начинается с аутотренинга, где мы уделяем внимание постановке сбалансированного углублённого дыхания.
- Руки:
Что касается рук, то для барабанщика, и особенно для перкуссиониста, важно понять, как правильно распределяется нагрузка во время игры на перкуссии. Больше всего она ложится на запястье, кисть и пальцы барабанщика. Поэтому самое первое занятие в школе барабанщиков GLOBAL BEAT SCHOOL начинается с разъяснения правильного распределения нагрузки рук. А с комплекса соответствующих разминочных упражнений на разогрев и растяжку рук начинается практически каждое дальнейшее занятие.
- Постановка рук:
Между представителями разных школ нередко возникают острые споры о том, каким «единственно верным способом» надо держать инструмент или извлекать звук. Но если внимательно сравнить то, как принято держать тот или иной барабан, и великое разнообразие приёмов звукоизвлечения в различных традициях и школах , то сразу понятна беспочвенность каких-то споров на эту тему.
По собственному опыту преподавания замечу, что абсолютно одинаковых учеников как в плане физиологии, так и в плане психологии не существует. И это просто необходимо учитывать на всех уровнях обучения, в том числе и в процессе постановки рук, и в процессе выбора способа звукоизвлечения и подбора вариантов положения барабана во время игры.
В конечном итоге важны хороший звук и выразительность игры любого музыканта и — более того — большинство музыкальных гениев как раз и становятся замеченными именно по той причине, что мыслят и делают всё по-своему, уникально. И поэтому во время обучения ни в коем случае не стоит всех учеников равнять под одну гребёнку, запугивая лишь одним «единственно верным и правильным путём».
На мой взгляд, одной из важнейших задач преподавателя является способность заметить и подчеркнуть уникальность каждого ученика. И это в равной степени относится к вопросу о процессе постановки рук, звукоизвлечения и даже к тому как держать инструмент. И поэтому мне здесь близок вариативный и собирательный индивидуальный подход.
- Голова:
Так как голова является одним из важнейших координационных центров человека, то, безусловно, в процессе обучения в школе барабанщиков GLOBAL BEAT SCHOOL мы постоянно говорим об умной и скоординированной игре. И поэтому на каждом занятии в школе я всегда уделяю внимание таким вопросам координации, как голова-ноги-руки, а главное — такой координации, как понимание-эмоции-действие.
В следующей статье поговорим об энергетике музицирования. До новых встреч, Друзья!!!
Александр Бочагов