ИСКУССТВО КАК СПОСОБ ГАРМОНИЗАЦИИ ДУШИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ
В процессе самоанализа человек может заметить, что он многомерен. В нем всегда как бы сосуществуют: физиология, желания, энергетика, чувства-эмоции-настроения, информатика, разум, креативность, воля и самоосознание. И йога, например, учит постепенному углублению самоидентификации человека от внешнего объективно-материального к внутреннему субъективно-духовному миру.
И вот тот неутомимый путешественник-исследователь всех этих миров как раз и называется душой человеческой. Можно ещё сказать, что душа — это глубинный и первопричинный инструмент и плод развития каждого человека.
Самоидентификация, воля и креативность являются неотъемлемыми составляющими признаками бессмертной души, а разум, информатика, чувства-эмоции, энергетика, мотивация и физиология, являются её временными инструментами или, можно сказать, струнами души человеческой.
В меру осознанности своего развития и эволюционного опыта люди обладают различным уровнем владения своими временными инструментами, не говоря уже о степени согласованной синхронизации этих инструментов. И тут нам на помощь приходит его величество Искусство.
Занимаясь любым видом искусства, в том числе и музыкой, каждый человек обретает прекрасный способ согласованной гармонизации и настройки всех струн/инструментов своей души. А так как искусство игры на барабанах не является здесь исключением, то я с удовольствием опишу в этой статье, как такой процесс душевной настройки и гармонизации осуществляется в рамках обучения наших учеников в школе барабанщиков GLOBAL BEAT SCHOOL.
Важно отметить, что в процессе гармонизации я всегда выделяю два направления: гармонизация индивидуальная и групповая. Поскольку ко мне в школу приходят люди совершенно разные и с разной степенью владения своими внутренними инструментами души, то на первых порах в процессе обучения я прежде всего уделяю время индивидуальной настройке и гармонизации каждого ученика персонально. И постепенно, к четвёртому и пятому уровню настраиваю учеников на коллективную гармонизацию. А поскольку сам инструментарий индивидуальной души или группы одинаковы, то я просто дальше пройдусь по порядку по этим инструментам/cтрунам души человеческой.
Итак, 7 инструментов/струн человеческой души, которые мы учимся гармонично настраивать в школе барабанщиков GLOBAL BEAT SCHOOL.
-
Настройка разума:
Первое, на что я настраиваю своих учеников, это на то, что процесс обучения игре на барабанах — процесс, требующий серьёзного осознанного подхода и определённой дисциплины, несмотря на кажущуюся простоту и бесшабашную «отвязность» барабанной игры.
Напротив, обучение игре на барабанах — это серьёзный процесс всестороннего развития через гармонизацию души каждого ученика и всей учебной группы в целом. Это чётко отработанная за 15 лет методология интегрального развития человека по всем уровням сознания, как говорится — от головы до пят. Посему я всегда призываю всех своих учеников к разумному и взвешенному конструктивному подходу не только в процессе обучения игре на этнических барабанах, но и в процессе свободного самостоятельного творчества и, собственно, всей жизни.
-
Настройка языка общения/понимания:
Далее необходимо усвоить определённую терминологию и семантику процесса обучения и игры на барабане. Для этого я знакомлю всех учеников моей школы со всеми необходимыми приёмами и понятиями музыкального учебного процесса для грамотного освоения игры на барабане. Более того, на первых двух уровнях мы изучаем игру на арабских и африканских барабанах на музыкальном языке этих традиций, а начиная с третьего уровня (Latin Percussion) мы используем современную европейскую нотную грамоту, что даёт ученикам GLOBAL BEAT SCHOOL развить широкий музыкальный кругозор и творческую эрудицию. Таким образом, мы настраиваем наш общий язык общения и взаимопонимания, что особенно важно в ансамблевой игре.
-
Настройка сенсорики:
Здесь очень важно настроить целый комплекс человеческой души и группы: чувства-эмоции-настроение. При настройке данного уровня ключевым понятием является баланс.
На каждом занятии мы обязательно уделяем внимание индивидуальному и групповому чувственно-эмоциональному балансу игры. Помимо того, что мы учимся внимательно слушать и наблюдать не только себя, но и всех членов группы в процессе нашей игры, очень важно ещё научиться управлять своим темпераментом. От этого во многом зависит баланс грамотного и красивого звучания как отдельного барабанщика, так и всего ансамбля.
Более того, со временем я стараюсь настроить всех своих учеников на такую игру, в которой всегда есть место хорошо сбалансированному уму, языку, чувствам-эмоциям, силе, мотивации, моторике и звуку, что особенно важно в любом ансамбле.
-
Настройка энергетики:
На этом уровне очень важно научиться рационально и сбалансированно управлять всей своей энергетикой. Здесь необходимо соблюдать чёткий режим здорового сбалансированного питания, нагрузок и отдыха.
Желательно исключить употребление алкоголя, табака и любых наркотиков, особенно во время музицирования. Лично для меня сама музыка является самодостаточным стимулятором и мотиватором к творчеству, а любые дополнительные стимуляторы я считаю излишними. Важно научиться контролировать своё дыхание в процессе самой игры на барабане. Более подробно об энергетике барабанщика я написал в своей предыдущей статье «Сила искусства«.
-
Настройка мотивации:
При настройке мотивации ученика и учебной группы для меня всегда важно определить мотивационную доминанту каждого человека, подчеркнуть, усилить её. Ведь для успешного и устойчивого процесса обучения и творческого продвижения необходима ясная и устойчивая целеустремлённость ученика. О том, из каких составляющих формируется мотивация учеников в процессе обучения в GLOBAL BEAT SCHOOL, я подробно написал в своей статье «Культурная мотивация«.
-
Настройка моторики:
Ну а так как в конечном итоге действительным исполнительным инструментом барабанщика является его тело, то, безусловно, очень многое зависит от того, насколько хорошо настроена наша моторика. Так что в процессе обучения игре на барабанах в нашей школе я всегда уделяю внимание тому, на чём и как сидят мои ученики и как держат свой барабан.
Практически каждое занятие мы начинаем с упражнений на разминку рук перед игрой. С самых первых уроков я обращаю внимание учеников на то, как правильно следует распределять нагрузку рук при игре, на какие зоны обратить внимание при разминке рук и во время игры на барабане.
Обязательно уделяю большое внимание правильному звукоизвлечению. Так же мы учимся выстраивать согласованную координацию игры в такой последовательной связке, как ГОЛОВА — НОГИ — РУКИ. Более подробно обо всём этом в моей статье «Развитие физиологии барабанщика в процессе обучения«.
-
Настройка барабанов:
На этом уровне настройки я учу своих студентов GLOBAL BEAT SCHOOL хорошо разбираться в широком спектре перкуссионных барабанов Ближнего Востока, Африки, Латинской Америки и Европы, умению правильно подбирать себе хороший инструмент и, безусловно, настраивать его.
От того, насколько хорошо настроен и звучит барабан, зависит в итоге и хорошее звукоизвлечение. Если барабан качественный и хорошо настроен, то только тогда у ученика появляется прекрасная возможность в полной мере продемонстрировать и все свои предыдущие уровни настройки в процессе обучения: разум, грамотность, сенсорику, энергетику, мотивацию и моторику.
Заключение:
В заключение хочется отметить, что верно и обратное. Для того, чтобы ваш барабан искусно зазвучал, в процессе обучения необходимо позаботиться о том чтобы все струны вашей души были хорошо настроены и гармонично согласованы между собой.
Напомню, что помимо хорошей индивидуальной настройки каждого музыканта в отдельности, очень важна и настройка по всем перечисленным ранее уровням в любой группе и ансамбле. И для этого я приглашаю вас в школу барабанщиков GLOBAL BEAT SCHOOL.
Я невероятно счастлив, что весь тридцатилетний опыт моей практики йоги мне удалось совместить и успешно применить на практике в процессе обучения в моей школе барабанщиков вот уже на протяжении 15 лет. И в связи с этим я постоянно вспоминаю высказывание гениального музыканта и композитора Стинга: «Йога и музыка представляют для меня уникальный путь всестороннего развития и самосовершенствования, который никогда не заканчивается «.
Приобщайтесь к Искусству, друзья, и вы обретёте прекрасный и неиссякаемый источник вдохновения и саморазвития на всю свою жизнь! Музыкального всем настроения!! До скорых встреч, друзья!!!
Александр Бочагов